1

Тема: Исаакий, Долмат и Фавст - преподобные святые из Византии, 4-5 век н.э.

108). Исследователь Ф. Но упоминает о существовании еще одной версии Жития И.- в рукописи Paris. gr. 1453 (XII в.). Fol. 225v - 226 и приводит из нее небольшой отрывок, однако полный текст до сих пор остается неизданным (Nau F. Sur les mots ΠΟΛΙΤΙΚΟΣ et ΠΟΛΙΤΕΥΟΜΕΝΟΣ et sur plusieurs texts grecs relatifs à Saint Étienne // ROC. 1906. Vol. 11. P. 198-216).

Дополнительные сведения об И. и о Д. можно почерпнуть из Жития прп. Ипатия Руфинианского (Callinicos. Vie d'Hypatios / Introd., texte crit., trad. et not. G. J. M. Bartelink. P., 1971. (SC; 177)), к-рое, по мнению исследователей, является более достоверным с исторической т. зр. сочинением, т. к. оно было создано вскоре после описываемых событий; именно к этому Житию следует обращаться в случае сомнительных датировок.

Житие Д. также имеет неск. редакций. Сохранились 2 более полные версии (BHG, N 481-482) и 1 краткая (BHG, N 483). Издание версии BHG, N 482 было осуществлено А. Бандури в 1711 г. Житие BHG, N 481 было частично издано М. Гедеоном в 1899 г., полный текст остается неизданным и содержится в рукописи Paris. gr. 1453. Fol. 226v - 236v. Там же находится письмо свт. Кирилла, патриарха Александрийского, обращенное к Д.

Согласно Житию, И. происходил «с востока», по всей вероятности из Сирии. Он подвизался в пустыне, пока не услышал голос с небес, повелевший ему отправиться в К-поль. Прибыв туда, святой застал столицу охваченной ересью арианства, приверженцем которой был имп. Валент (364-378). Когда император собирался на войну с варварами (речь идет о походе против вестготов 378 г.), И. неск. раз подходил к нему с увещеваниями, прося открыть церкви и прекратить гонения на православных. За это приближенные императора избили И., а Валент приказал бросить его в зловонное болото, из к-рого живым не выбиралось ни одно существо. Но 2 ангела (по краткому Житию, 3) чудесным образом избавили святого от гибели. Придя к императору в последний раз, И. предсказал ему поражение в войне и гибель в огне. Разгневанный император повелел бросить подвижника в темницу до своего возвращения. По пророчеству святого армия Валента была разбита варварами, а император, спасаясь бегством, сгорел в деревянном амбаре, подожженном преследователями.

О встрече И. с Валентом и предсказании поражения и гибели императора сообщают также церковные историки блж. Феодорит Кирский (Theodoret. Hist. eccl. IV 34), Созомен (Sozom. Hist. eccl. V 40) и нек-рые другие.

В синаксарном Житии в связи с этими событиями приведена история, не встречающаяся в др. редакциях: И. узнал о гибели императора еще до того, как вести дошли до К-поля, ибо он чудесным образом чувствовал запах сожженного тела, доносившийся с места сражения (Halkin F. Le synaxaire grec de Christ Church, à Oxford // AnBoll. 1948. Vol. 66. P. 77). Эта история была впосл. пересказана историком Иоанном Зонарой (Zonara. Epit. hist. XIII 16).

После смерти имп. Валента на престол взошел имп. Феодосий I Великий (379-395). Услышав о пророчестве И., император приказал отпустить его из темницы и с почестями принял во дворце. После этого И., согласно Житию, участвовал во II Вселенском Соборе (381) (однако в списках участников Собора он не отмечен). Затем святой хотел вернуться в пустыню, но благочестивые вельможи Сатурнин и Виктор просили его не покидать К-поль и не оставлять своих духовных чад. Вняв их уговорам, И. попросил построить ему келью. Каждый из вельмож возвел в своем имении жилище для И., и святой выбрал скромную келью, сооруженную Сатурнином. Она находилась в пригороде К-поля, за городскими стенами. К И. приходило много людей из города, он посещал жителей по их просьбам, чтобы помолиться с ними и благословить их дома. Имп. Феодосий также неоднократно приглашал святого во дворец. И. всегда стремился помогать бедным, и если кто-то, встретив его на дороге, просил милостыни, то он снимал с себя плащ и отдавал нищему. Если он возвращался из города и ворота уже были закрыты, то после молитвы и крестного знамения И. они всегда чудесным образом открывались. Через нек-рое время вокруг кельи И. был основан мон-рь, впосл. названный Далмата мон-рь, к-рый считался древнейшим в К-поле (Theoph. Chron. P. 443); там святой прожил до конца своих дней.

http://www.pravenc.ru/text/674786.html

2

Re: Исаакий, Долмат и Фавст - преподобные святые из Византии, 4-5 век н.э.

16 августа. Преподобных Исаакия, Далмата и Фавста. Преподобного Антония Римлянина, Новгородского чудотворца.

августа по старому стилю / 16 августа по новому стилю
среда

Прпп. Исаакия, Далмата и Фавста (IV–V). Прп. Антония Римлянина, Новгородского, чудотворца (1147). Св. Раждена Перса, первомч. Грузинского (457) (Груз.). Прп. Космы отшельника (VI).
Сщмч. Вячеслава Луканина диакона (1918); сщмч. Николая Померанцева пресвитера (1938).

2 Кор., 173 зач., III, 4–11. Мф., 96 зач., XXIII, 29–39.
Прп.: Гал., 213 зач., V, 22 – VI, 2. Лк., 24 зач., VI, 17–23*.
*Чтения прп. Антония читаются, если ему совершается служба.

Тропарь преподобных Исаакия, Далмата и Фавста, глас 4:
Бо́же оте́ц на́ших,/ творя́й при́сно с на́ми по Твое́й кро́тости,/ не отста́ви ми́лость Твою́ от нас,/ но моли́твами их// в ми́ре упра́ви живо́т наш.

Кондак преподобных Исаакия, Далмата и Фавста, глас 2:
Поще́нием возсия́вшия, я́ко свети́ла,/ и ереси́ разврати́вшия ве́рою,/ пе́сньми Исаа́кия восхва́лим и с Далма́том Фа́вста,/ я́ко Христо́вы уго́дники,// Того́ моля́щия о всех нас.

Тропарь преподобного Антония, глас 4:
Ве́тхий Рим, Оте́чество твое́, оста́вив,/ на ка́мень, я́ко на ле́гкий кора́бль, возше́л еси́/ и на нем па́че естества́, а́ки безпло́тен, по вода́м ше́ствовал еси́,/ промышле́нием Бо́жественнаго ра́зума направля́емь,/ Вели́каго Новагра́да дости́гл еси́/ и, оби́тель в нем сотвори́в,/ те́ло твое́ в ней предложи́л еси́, я́ко дар освяще́н./ Тем мо́лим тя, о́тче Анто́ние:// моли́ Христа́ Бо́га, да Спа́сет ду́ши на́ша.

Кондак преподобного Антония, глас 8:
Ри́мское воспита́ние, Вели́кому же Новугра́ду благода́тное процвете́ние,/ мно́гими бо труды́ и по́двиги в нем Бо́гу угоди́л еси́./ Сего́ ра́ди чуде́с дарова́ний от Него́ сподо́бился еси́,/ и те́ло твое́ мно́гими ле́ты соблюде́ нетле́нно./ Мы же, сие́ лобыза́юще, ра́достно от ду́ши вопие́м ти:// ра́дуйся, о́тче Анто́ние.

В покаянии мы снова возвращаем Бога на свое место в нашей жизни, мы себя потесняем, уступая место Богу. А если не будем потеснять себя, то никогда не уйдем с этого центрального места, и Бог навсегда уйдет из нашей жизни, как бы мы ни уверяли себя в том, что мы верующие люди. Итак, мы должны помнить, что покаяние – это и есть обращение к Богу. Не может быть обращения без покаяния, а без обращения не может быть и возвращения Бога в нашу жизнь. Отказываясь от своего собственного «я», мы восстанавливаем тот порядок жизни, который Богу и было угодно учредить при творении мира и человека. В покаянии мы как бы воссоздаем Божий замысел о мире и человеке.

http://www.logoslovo.ru/forum/all/topic_16528/

3

Re: Исаакий, Долмат и Фавст - преподобные святые из Византии, 4-5 век н.э.

Память 3/16 августа
Исаакий Далматский
Исаакий ДалматскийСвятой Далмат жил на рубеже IV–V веков и происходил из знатной семьи. Еще юношей поступив на военную службу, он был офицером во второй схоле дворцовой гвардии и, несмотря на поверхностную религиозность своего окружения, отличался истинным благочестием. Далмат доложил императору Феодосию, что сирийский отшельник Исаакий1 предсказал императору Валенту поражение в войне с готами и жалкую смерть и что это предсказание сбылось. Тогда Феодосий в сопровождении Далмата посетил святого отшельника. Изумленный ангельским видом Исаакия и его богодухновенными словами, Далмат вскоре после этого прожил у подвижника семь дней, внимая его поучениям. Офицер вернулся домой с сердцем, воспламененным ревностью к Богу, и сообщил жене о своем решении отказаться от мира. Он оставил ей все свое имущество и отправил вместе с дочерью к своим родственникам, а сам, взяв маленького сына, незамедлительно отправился к святому отшельнику.
Презрев все почести и бесплодные мирские заботы, он вскоре стал самым лучшим учеником Исаакия как по рвению, которое он проявлял в аскетических подвигах, так и по любви к безмолвию и по состраданию к нищим, которые во множестве приходили к монастырю. После того как на протяжении всего Великого поста преподобный Далмат не вкушал никакой пищи, он в праздник Вознесения был восхищен в константинопольскую церковь святых Маккавеев на архиерейское богослужение.
В 406 году, после кончины святого Исаакия, монахи единодушно просили архиепископа, чтобы Далмат был назначен его преемником. Вначале преподобный колебался, но затем согласился и, чтобы быть достойным этой должности, усилил аскетические подвиги. Он затворился в монастыре и не вышел оттуда даже по просьбе императора Феодосия II. Тот попросил святого присоединиться к крестному ходу, организованному в городе, чтобы смягчить гнев Божий во время сильного землетрясения.
По Божественной благодати преподобный Далмат видел сердечные тайны и мог восстанавливать справедливость.
Далмат и Фавст Далматские
Далмат и Фавст ДалматскиеСияние его святости стало особенно заметным во время борьбы с несторианской ересью. Дары, полученные им от Бога, послужили утверждению истины. Когда Несторий, скрывавший свои заблуждения, был избран архиепископом, он решил посетить святого затворника. Но Далмат не принял его, сказав: «Исправь сначала то, что ты прячешь в сердце, тогда сможешь войти в мою келью». Когда архиепископ ушел, Далмат сказал монахам и мирянам, которые были в монастыре: «Берегитесь, ибо злобный зверь вошел в этот город и многих похитит». После того как Несторий раскрыл свои нечестивые замыслы и еретические взгляды на Божию Матерь, был собран III Вселенский Собор в Ефесе. Благодаря решительности святителя Кирилла Александрийского эта ересь сразу попала под осуждение епископов. Однако сторонники Нестория, сильные своим влиянием на императора и двор, еще надеялись прервать работу Собора, препятствуя сообщению со столицей. Несмотря на это святителю Кириллу удалось доставить письмо преподобному Далмату через человека, переодетого нищим, который спрятал письмо в выдолбленном посохе. Узнав из послания, что отцам Собора угрожают императорские войска, Далмат стал молиться и услышал с неба голос, повелевающий ему выйти из монастыря, в первый раз за 48 лет, чтобы спасти Церковь от опасности. Сопровождаемый всеми монахами, к которым по дороге присоединились многие клирики и миряне, со свечами в руках и пением псалмов, святой отправился в столицу.
Он пришел к императору Феодосию, который удивился при виде того, кого столько раз безуспешно звал к себе. Далмат прочел ему письмо Собора и умолял освободить епископов и способствовать торжеству истины. Узнав, что же происходит на самом деле, и выслушав рассказ святого о деятельности Нестория, император послал в Ефес эдикт. В нем Феодосий приказывал выполнить решение Собора о низложении Нестория, а самому Несторию вернуться в монастырь в Антиохию. Выйдя из дворца, Далмат с амвона церкви святого Мокия сообщил людям содержание письма Вселенского Собора и своей беседы с императором. Потом он написал письмо святителю Кириллу от имени настоятелей монастырей и именитых граждан города, заверяя его в их неизменной поддержке. После этих событий, имевших решающее значение для торжества Православия, Собор назначил преподобного Далмата архимандритом и экзархом всех столичных монастырей. Этот титул передавался преемникам святого, благодаря чему Далматская обитель стала первой из обителей города и оплотом Православия2.
Преподобный Далмат отошел к Господу в возрасте 85 лет в 440 году3. Когда распространилось известие о его кончине, весь город, молодые и старики, монахи и миряне, пришли к монастырю со свечами в руках. Отпевание в Великой Церкви совершал святитель Прокл, а затем тело перенесли обратно в монастырь. По прошествии трех дней лежащее в гробу тело святого начало мироточить, и многие помазавшиеся получили исцеление от болезней.
Узнав о последней воле святого, архиепископ назначил его сына Фавста игуменом и архимандритом всех монастырей. Исполненный благодати Святого Духа и кротостью подобный Моисею, святой Фавст не только соперничал с отцом в добродетелях, но и был похож на него ревностью в защите истинной веры во время осуждения Евтихия (448). Так же, как и отец, он получил от Бога дар чудотворения. Мудро управляя духовной паствой, преподобный Фавст присоединился к Исаакию и Далмату в сонме святых в царствование Маркиана (450–457).

http://www.pravoslavie.ru/55459.html

4

Re: Исаакий, Долмат и Фавст - преподобные святые из Византии, 4-5 век н.э.

ИСААКИЙ, ДАЛМАТ И ФАВСТ (IV-V).

     Память 4 апреля (22 марта по церковному календарю), 12 июня (31 мая по церковному календарю) и 16 августа (3 августа по церковному календарю).
    Преподобный Исаакий Далматский жил в 4 веке. Православную Византию в то время раздирали ереси, которых было множество: одни еретики учили, что Святой Дух не есть Бог, или что Лица Святой Троицы не единосущны; другие - что Сын Божий не рожден от Отца, а сотворен; были еретики, называвшие Духа Святого ангелом, или рассуждавшие по своему разумению, что Отец, Сын и Дух есть одно лицо; была также ересь о том, что конец мира означает и конец бытия; иные учили, что Христос был просто человек, а иные, что Христос воспринял тело и душу, но не дух человеческий, отрицая в Нем человеческую волю и само Богочеловечество. В годы царствования императора Валента, ревностного сторонника ереси Ария, осужденной еще на Первом Вселенском Соборе в Никее в 325 году, начались преследования православных, закрывались и разрушались храмы.
    В такое трудное для Церкви Христовой время преподобный Исаакий подвизался в пустыне, совершая подвиги поста и молитвы и храня в чистоте учение апостольское. Но, узнав о гонении на Православие со стороны принявшего ересь императора, преподобный Исаакий покинул пустыню и пришел в Константинополь, чтобы утешать православных и укреплять их в вере.
    В это время варвары - готы, жившие на Дунае, пошли войной на Византийскую империю. Они захватили Фракию и направились к Константинополю. Когда император Валент выходил с войском из столицы, преподобный Исаакий, обратившись к императору, громко воскликнул: "Царь, открой храмы православным, и тогда Господь поможет тебе!". Но император, не обращая внимания на слова монаха, самоуверенно продолжал путь. Трижды повторял преподобный свою просьбу и пророчество о гибели императора в случае его отказа. Рассерженный император приказал бросить преподобного Исаакия в глубокий овраг, на дне которого было болото, выйти из него было невозможно. Но Бог спас Исаакия от такой кончины и дал ему сил и дерзновения догнать войско императора, чтобы еще раз попробовать вразумить его чрез явное чудо своего спасения. "Ты хотел погубить меня, - говорил Исаакий императору Валенту, - но святые Ангелы вывели меня из пропасти. Послушай меня, открой храмы православным и победишь врагов своих. Если же не послушаешь меня, то не возвратишься живым, но погибнешь в огне". Император удивился смелости старца и приказал своим приближенным Сатурнину и Виктору схватить Исаакия и держать в заключении до своего возвращения.
    Скоро сбылось пророчество святого Исаакия. Готы победили и начали преследовать византийское войско. Император вместе со своим военачальником во время бегства укрылся в сарае с соломой, наступавшие язычники подожгли его, и Валент, как и предсказывал преподобный Исаакий, погиб в огне. После того, как известие о гибели императора дошло до Константинополя, преподобного Исаакия освободили и стали почитать как пророка Божия. Когда на престол был избран святой царь Феодосий Великий, он, по совету тех самых Сатурнина и Виктора, которые были свидетелями пророчества преподобного Исаакия, призвал к себе старца, встретил его с великой честью и просил его святых молитв. Император Феодосий изгнал из Константинополя ариан, возвратил храмы православным и созвал Второй Вселенский Собор.
    Преподобный Исаакий хотел вновь удалиться в пустыню, но Сатурнин и Виктор упросили его не уходить из города и ограждать его своими молитвами от внутренних и внешних опасностей. В предместье Константинополя они построили для старца жилище, куда к нему собрались иноки. Так возникла обитель, игуменом и духовным наставником в которой был преподобный Исаакий. Он окормлял также и мирян, много помогал бедным и страждущим. Достигнув глубокой старости, преподобный Исаакий поставил вместо себя игуменом преподобного Далмата, по имени которого впоследствии стал называться и монастырь. Скончался преподобный Исаакий в 383 году, и, возможно, при жизни успел побывать на Втором Вселенском Соборе, бывшем в 381 году в Константинополе, где стал свидетелем общецерковного осуждения арианства и других ересей и провозглашения православного Символа веры. На Соборе присутствовало 150 епископов, среди которых были: Мелетий Антиохийский, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Кирилл Иерусалимский и множество других Отцов и Учителей Церкви. Тогда и было довершено создание Символа веры, начатое на Первом Вселенском Соборе. В Царьграде в Символ веры были включены еще пять членов: о Святом Духе, о Церкви, о таинствах, о воскресении мертвых и жизни будущего века. Таким образом составился Никео-Цареградский Символ Веры, который и служит руководством для Церкви на все времена. Несомненно, что в таком важном для Церкви событии должны были участвовать по возможности все самые авторитетные Отцы, одним из которых был исповедник игумен Исаакий. Память Исаакия Далматского празднуется в Православной Церкви трижды в году: 4 апреля, 12 июня и 16 августа по новому стилю.
    В честь святого преподобного Исаакия Далматского в Санкт-Петербурге построен и освящен величественный Исаакиевский собор.
    История появления в городе святого апостола Петра церкви, освященной в честь преподобного Исаакия, начинается почти с самого основания города государем Петром Первым. В 1706 году на верфях Адмиралтейства трудились уже более 10 000 человек, а церквей рядом с Адмиралтейством тогда не было, и мосты через Неву еще не были наведены. К тому же много времени отнимал переезд на другой берег Невы - в собор Петра и Павла, для принятия присяги флотскими чинами. Государь Петр Алексеевич распорядился в короткий срок устроить церковь, и она была создана за три месяца под руководством графа Апраксина. Это был переоборудованный под храм чертежный амбар размером 9 на 18 метров. Освятили церковь в 1707 году в честь святого покровителя государя - святого Исаакия Далматского, на день памяти которого приходится день рождения Петра Великого. В этой церкви Петр в 1712 году венчался с Екатериной. С 1723 года по специальному указу императора моряки Балтийского флота и служащие Адмиралтейства должны были принимать присягу только в Исаакиевской церкви.
    Второй храм Исаакия Далматского был заложен уже в 1717 году, он должен был быть построен в стиле Петропавловского собора, однако место для строительства было выбрано неудачно, затем строительству помешал пожар, случившийся от удара молнии в 1735 году, так что этот храм пришлось разобрать. Третий Исаакиевский храм строился в царствования Екатерины Второй и Павла Первого, а освящен был в 1802 году. Но этот храм плохо переносил погодные условия Петербурга и вскоре стал нуждаться в серьезном ремонте, к тому же архитектор Ринальди его так и не достроил, уехав из России после смерти императрицы Екатерины, и первоначальный проект не был воплощен. Достроенный по проекту архитектора Бренны храм не очень удачно вписывался в парадный вид столицы начала 19 века, и император Александр Первый решился на новое строительство. Из множества вариантов он выбрал проект Огюста Монферрана - никому не известного архитектора, только что приехавшего из Франции. Однако долгое время - с 1817 по 1825 год Монферрану пришлось усиленно работать над доработками проекта и отстаивать его в глазах общественного мнения, что давалось ему с большим трудом. В конце концов Монферран отстоял свое право строить в Петербурге одно из крупнейших купольных сооружений мира.
    Собор стоил огромных денег, и здесь большую роль сыграла воля государя Николая Павловича, выделившего большие средства, однако освящался Исаакиевский собор уже после его смерти - в 1858 году.
    Исаакиевский собор был кафедральным собором Русской Православной Церкви до 1922 года - когда начались репрессии, направленные против Церкви, аресты духовенства, изъятие церковных ценностей и провокационная деятельность обновленцев, сотрудничавших с богоборческой властью. Из Исаакиевского собора изъяли около трех пудов золота, ста сорока пудов серебра и около восьмисот драгоценных камней. Всю церковную утварь новые власти оценили на вес, и подобно тому, как сегодня воры сдают украденное в пункт приема цветных металлов, распорядились украденным из кафедрального собора и его осквернители. Духовенство Исаакиевского собора было арестовано и уничтожено. Храм был передан обновленцам, а в 1928 году и вовсе закрыт. Участь обновленческих священников также была трагической. В 1931 году в оскверненном соборе устроили антирелигиозный музей, а впоследствии храм существовал в качестве пустующей архитектурной декорации - слишком величественной, чтобы ее взрывать. 
    В настоящее время богослужение в Исаакиевском соборе разрешается проводить только несколько раз в году. И несмотря на десятилетия, которые эта святыня прожила в качестве музея, архиерейская служба в кафедральном Исаакиевском соборе и в наши дни производит едва ли не столь же сильное впечатление, как в день его освящения, когда в нем пел хор из тысячи двухсот певчих, совершалось торжественное богослужение - в присутствии императора Александра Второго и всего Двора. Вокруг храма стояли парадные войска, и ликующие толпы народа вливались в крестный ход, шедший из храма к другой святыне Петербурга - храму Казанской иконы Пресвятой Богородицы.

http://www.na-gore.ru/articles/iisaak_dalmat.htm